Итак...
Halla Bol (Муки совести) - 11.01.08
Режиссер - Раджкумар Сантоши (ба! знакомые все лица!!!)
У этого фильма как раз статус flop - провал. Его до сих пор припоминают Аджаю как неудачу 2008 года.
Я не раз пыталась проанализировать причины этого.
Что имеется на самом деле? Провал фильма? Или попытка убедить зрителя в том, что фильм провальный (что-то типа того, что в более крупном масштабе проделывалось в этом году с Chandni Chowk to China)?
Поскольку лично мне фильм... сказать, что понравился - это вообще ничего не сказать, я стала исходить из второго. Хотя, конечно, вкусы разные и то, что нравится одним, вызывает недовольство других...
В любом случае, этот фильм не назовешь пустым, бессодержательным. Он ставит серьезную проблему, он заставляет думать, анализировать. Он обнажает многие человеческие пороки. Он показывает всем нам наши собственные слабости...
Режиссура тут великолепная, сценарий превосходный...
Поехали дальше. Насчет актерской игры... Вот тут-то появилось кое-что, заставившее меня задуматься. Я, конечно, бываю субъективна и иногда прощаю Аджаю некоторые огрехи. Но не в данном случае, тут прощать нет необходимости, настолько сильная, мощная, убедительная у него игра. Немного напрягал меня актер в роли его учителя и наставника - хозяина уличного театра, который в конце пришел ему на помощь. Уж очень он был театральный, чересчур эмоциональный. Как по мне - чрезмерный драматизм делал его немножко карикатурным - не человек, а просто символ какой-то. В реальной жизни я таких людей просто не представляю. Я не собираюсь уж очень критиковать ни этот персонаж, ни актера, но... как по мне, он был самым неубедительным и выпадал из общей картины очень реалистичного фильма.
А потом мне попалась рецензия на этот фильм одного индийского критика. И вот что я там читаю:
цитата: |
В чем фильм провалился, так это в неубедительной игре Аджай Девгана, который в начале просто не выглядит суперзвездой, а заканчивает карикатурой на нее. Панкадж Капур, с другой стороны, не только убедителен, но дышит огнем в кричащей роли. Он также превосходен как дружественный и поощрительный учитель, так и как потерпевший поражение наставник. Приготовьтесь быть потрясенными им. |
|
Источник Вот тут-то я и поняла очень четко, в чем дело. Я, конечно, могу уже считать себя поклонницей индийского кино с некоторым стажем. Но много лет я его не смотрела и некоторые вещи воспринимаю иначе. Каноны, присущие классическому индийскому кино, сейчас несколько видоизменены даже в самом этом кинематографе. Это - именно та атрибутика, из-за которой индийское кино много лет было непризнанным на западе. Чрезмерный драматизм, переигрывание, излишняя жестикуляция, шумное выражение эмоций... Эта театральность почему-то считалась признаком хорошей игры.
Справедливости ради, надо сказать, что и в старом кинематографе были актеры (именно гениальные, общепризнанные) которые играли вразрез с этими канонами. Я помню пару фильмов с Раджем Капуром, фильмы Баччана (правда не все, но очень многие)... а Амриш Пури во всех своих ролях!!! ...у них-то как раз получалось передавать эмоции без излишней жестикуляции, сдержано. И оттого гениально.
Помню, я в молодости (все-таки смотрела кое-что иногда
) очень обожала фильм Затянувшаяся расплата, а еще больше, кстати, Три брата - вот где персонаж Баччана был необыкновенно притягательным, опять же из-за своей мужской сдержаности.
А вот в Затянувшейся расплате для меня, тогда еще юной девочки, не задумывающейся, не пытающейся что-то анализировать, диссонанс вызывал персонаж друга героя - Шер Хан. До того он был театральный, нарочитый, какой-то неправильный. [взломанный сайт] Честное слово, мне как-то неловко было его сцены смотреть... [взломанный сайт] Хотя как раз для нормального индийского зрителя это, наверное, был высший пилотаж!!!
Еще пример. Я люблю Гульшана Гровера. Очень люблю.
Но когда он, уж не знаю, по собственной ли инициативе или гениальной задумке режиссера в фильме Dilwale перед смертью, насквозь прошитый несколькими автоматными очередями демонстративно заявляет - надо перед смертью пожевать бетель, достает его, жует, потом воздевает руки небу, произносит что-то типа "бяккккк" и после этого "умирает" - это уже даже не смешно...
Кстати, персонаж этого наставника в Halla Bol мне почему-то очень напомнил того самого Шер Хана - и по манере игры, и даже внешне.
Теперь возвращаюсь к Аджаю...
Мне кажется, что как раз именно в этой роли Аджай, уже зрелый мастер, работающий с гениальным режиссером, с которым у него полнейшее взаимопонимание, показал потрясающую игру, создал абсолютно реалистичный живой образ.
А какой, по мнению этого критика, должна быть суперзвезда??? Кем он должен быть???
Может, в соотвтетствии с мнением НЕКОТОРЫХ!!! это должна быть некая одиозная личность, супермен, супергерой, парящий высоко в небе, недосягаемый, обожествляемый...
Тот, кому по словам Аджая, должна апплодировать даже собственная собака...
Но ведь любая суперзвезда - это прежде всего человек. Живой, реальный, со всеми человеческими слабостями, комплексами. Он живет, есть, спит, устает, раздражается, любит, ненавидит... ходит в туалет. У него бывает бессоница, температура и расстройство желудка. Или газы... простите за прозу!!! Это ведь не символ, а ЧЕЛОВЕК!!!
Вот Аджай как раз человека и показал. Причем во всех ипостасях - БЫЛО-СТАЛО. А потом - опять что стало. Как именно СУПЕРЗВЕЗДА превратилась опять в человека.
И показал ГЕНИАЛЬНО!!!
Скрытый текст А если КОМУ-ТО не нравится, как показали суперзвезду (возможно, кто-то почувствовал, что это камешек в его огород) - это его проблемы, надо иногда с небес на грешную землю спускаться, всппоминать, что ты еще пока не восковая фигура в музее мадам Тюссо... Или так уж сильно на небеса захотелось???
|
Я этот фильм ценю очень высоко. В моей собственной личной коллекции он находится на одном из первых мест - уж во всяком случае, в первой десятке, если не пятерке. Только вот смотреть часто не могу... потому что вижу талантливейшую вещь, вспоминаю всю эту гадкую критику и... за державу обидно!!!